1480307842

 

 

 

 

Есть знаковое для «Казцинка» историческое событие, о котором я хочу рассказать как его непосредственный свидетель. Но в начале – «приметы» того времени, когда рождалась компания.

Вспомним, как это было

Середина 90-х гг. ХХ века. Республика Казахстан пока еще не в состоянии выбраться из глубокого социально-экономического кризиса. Объем ВВП к концу 1996 года составил 46% от 1990 года, по этому показателю республика откатилась к 1981 году. В депрессии сельское хозяйство. Структура экономики все больше приобретает сырьевой характер. Если еще в 1990 году машиностроение, металлообработка, легкая и пищевая промышленность Каз. ССР в совокупности составляли 52%, то в 1996 году – 19,7%.

На рынке цветных и редких металлов потенциал Казахстана оставался очень высоким. На территории СССР республика была крупнейшим производителем этого ценного сырья, являясь монополистом по ряду позиций. В Казахстане производилось 70% союзного объема свинца, более половины цинка, вольфрама, серебра и урана. Но за полвека отрасль пережила период от абсолютного расцвета до затяжного кризиса после распада СССР: заброшены и вымирают целые города, выстроенные возле рудников и обогатительных фабрик…

По заданию Президента Правительство Казахстана интенсивно ищет способ выхода из этой сложной ситуации. В середине 90-х гг. стало ясно, что «народная» приватизация через розданные населению приватизационные купоны (ПИКи – казахстанские ваучеры) не удалась.

Начало 1997 года было отмечено и тем, что в Казахстане был принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций», благодаря которому должен был улучшиться инвестиционный климат в республике. Нурсултан Назарбаев в интервью российским журналистам тогда говорит о том, что этот решительный шаг был сделан для привлечения на свою сторону крупных инвесторов мира. Документ защищает интересы инвесторов, обеспечивая свободу конкуренции, права по отношению к конкурентам, а также свободу предпринимательской деятельности, иначе говоря, их права по отношению к государству.

Таким образом, главная ставка в реформировании была сделана на передачу предприятий в собственность иностранным компаниям, которым проданы или переданы в управление (с последующей продажей) основные гиганты казахстанской индустрии в рудодобывающей и металлургической промышленности.

Нурсултан Назарбаев изменил правила игры, сумев предложить стране выбор в то время, когда казалось, что никакого уже выбора не остается. Он увидел свою задачу лидера в том, чтобы вести корабль государства избранным курсом через «не могу» и «не хочу», а этих «болезней» в казахстанском обществе того времени было предостаточно.

Действительно, многие люди в Казахстане еще не осознали необходимости преобразований, оттого и приходилось проводить реформы сверху вниз. Собственной настойчивостью и целеустремленностью Глава государства показал, чего может добиться человек, поставивший перед собой задачу – найти верный путь к процветанию Отечества в будущем.

В 1997-м году в своем первом Послании народу Глава государства озвучивает стратегическую программу развития страны на ближайшие годы, а в 2012 году им была представлена «Страте1480307842гия «Казахстан-2050».

Ее главная цель – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.

Комментарии закрыты.

Вверх
Яндекс.Метрика